суббота, 14 января 2017 г.

Книжный 2016

Привет-привет! Наступило время подвести книжные итоги года, выбрать лучшее из прочитанного и не забыть всем его насоветовать:) Хотя в этом году мой список в основном состоит из книг, которые советовать читать не хочу - очень специфические.




2016 получился очень странным читательским годом. Во-первых, прочитано мало, во-вторых, очень много проходных книг - можно было не читать и нисколько при этом не пострадать. Я с трудом наскребла лучшую десятку девятку.

Облачный атлас
Победа над давним предубеждением. Я не хотела читать эту книгу, когда она была на пике популярности. Мне совершенно не понравился фильм, по ней снятый. Но летом я прочитала другую книгу Митчелла - "Black Swan Green", и она мне понравилась. Поэтому когда мне выпал "Атлас" в одной из игр, я не стала отбиваться ногами. Книга хорошая, пожалуй, единственная из книг 2016, которую я не отказалась бы иметь в бумажном варианте. Интересная композиция из нескольких историй, которые сначала обрываются на самом интересном, а потом - после центральной, ключевой части - завершаются, но в обратном порядке. Жанровая мешанина, в которой каждый найдет что-то близкое себе. Да и общая идея романа красива - может, не нова, ну и что.

Моя кузина Рейчел
Неожиданная находка в "Дайте две лайт". Дафну Дюморье как автора после ужасной "Ребекки" я для себя вычеркнула. А этот роман очень понравился, хотя не сказать, чтобы он резко отличался стилем и подачей. Применяя метод ненадежного рассказчика, Дюморье удается создавать зыбкое, туманное повествование, сохраняя при этом абсолютную ясность текста. Что впечатляет.

Моряк, которого разлюбило море 
Мисима в моем сознании прочно утвердился как писатель, воспевающий красоту смерти и смерть красоты. Прочие рецензенты не рекомендуют с этой книги начинать знакомство с автором, а мне, знаете ли, этот небольшой роман понравился больше "Золотого храма" и "Весеннего снега", он такой пронзительный, ошеломительный и местами даже тошнотворный - на описании убийства котенка меня кинуло в жар, а уже финал, финал... Открытый как космос и в то же время весьма определенный, словно восклицательный знак. Вот не зря меня смущают толпы подростков - этот сгусток энергии, не приправленный пока еще особым умом (а если приправленный - то так еще опаснее, как оказалось), по-настоящему пугает. Как обескураживает и то тотальное одиночество, в которое, словно в вату, укутан каждый из описанного трио: мужчина, женщина, ребенок. И через эту вату они друг друга не слышат и не видят, каждый движется по своей орбите. В поисках красоты или смерти.

Дом духов

Это и сага о жизни одной семьи, приправленная магическим реализмом, и роман исторический, поскольку военный переворот в Чили занимает немаловажное место в канве повествования. И еще этот роман - в некотором роде - обличение. Ведь Исабель Альенде - племянница Сальвадора Альенде, на смену которому в результате кровавого террора и пришел Пиночет.

Обладать
Изучать литературу - дело нелегкое, сказать что-то новое о классиках почти невозможно. Дело заканчивается обмусоливанием самых ничтожных и из пальца высосанных тем. И вот представьте, что кто-то находит, ммм, ранее неизвестное письмо Пушкина к такой же неизвестной даме. Скандалы, интриги, расследования! Теперь переносим все на английскую почву и получаем "Обладать". Но эта книга - сложно закрученное постмодернисткое произведение со всеми вытекающими, хотя никто не мешает прочитать его как небезынтересный роман о любви и поэзии.

К востоку от Эдема
Семейная сага от Джона Стейнбека, уходящая корнями в библейские сюжеты. Хороша не сюжетом, а выписанными характерами, такие они все выпуклые, четкие.

Жестяной барабан

Давний маст рид, который наконец-то прочитан. Сложно сказать, о чем именно эта книга. О мальчике Оскаре, который решил не взрослеть и отбивал все свои мысли и чувства на красно-белом жестяном барабанчике? Вряд ли. В общем, перечитывать надо. Рекомендовать не буду никому - надо самостоятельно решиться читать этот сложный по форме и содержанию роман.

Большая барахолка
Ромен Гари читаем мною исключительно в рамках флэшмобов - это уже второй его роман для меня, и он так же хорош, как и "Воздушные змеи". Удивительно, как легко пишет Гари о нелегких вещах, с юмором и иронией, которая пригвождает высмеиваемое к позорному столбу лучше всяких обличений.  

Шрам
Чайна Мьевиль - из тех авторов, читая которых, все время задаешься вопросом: "Что курит этот человек? Чем таким он закидывается, что пробуждает ТАКУЮ фантазию?" Он абсолютно крышесносен, этот ребенок родителей-хиппи по имени Китай, проповедующий левые взгляды. В его романах есть люди-кактусы, мотыльки, которые питаются снами, дрейфующий пиратский город из множества кораблей... Сам писатель утверждает, что работает в жанре «weird fiction», сознательно смешивая хоррор, фэнтези и научную фантастику.
Я всегда боюсь его рекомендовать, потому что понимаю, что такое чтение не каждому по вкусу. Но он крут. Обязательно буду читать его еще.

2 комментария:

  1. Лиля! Отличные итоги,пусть девятка,зато какая))
    Я пока никак не могу собрать свой топ 2016,но чувствую он будет в пределах 10 точно...
    Книги Дафны Дюморье в последнее время везде мелькают,но я пока обхожу её стороной.Зря?
    Смотрела мини-сериал "Трактир Ямайка" и что-то не особо впечатлило =_=
    Пусть в этом году будет как можно меньше проходных книг, а попадаются самые лучшие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!:)Надеюсь, 2017 будет более интересным в плане чтения)
      Про Дюморье могу сказать, что попробовать ее почитать стоит - вдруг пойдет. Можно и не читать, картина мира от этого существенно не изменится. Но она лучше многих современных авторов, работающих в жанре любовного романа. ИМХО)

      Удалить